Макроэкономика

Экономика в марте: высокотехнологичные отрасли тормозят промышленность

РИА Рейтинг – 24 апр. Темпы роста ВВП в первые месяцы 2019 года колеблются в коридоре 0,5-1,5%. В марте результат повторил январский показатель – всего 0,6%, что является одним из самых низких значений за последние полтора года. Напомним, что в феврале рост ВВП составлял 1,4% преимущественно за счет календарного фактора. В целом по итогам первого квартала рост составил, по оценке МЭР, всего 0,8%. Возможно, оценка Росстата будет выше, но вряд ли намного.

Практически все основные макропоказатели в марте замедлили рост. Пока нельзя ничего определенного сказать об инвестиционном спросе, так как данные по инвестициям Росстат предоставляет с месячным запозданием, но один из косвенных показателей, характеризующих инвестиционную активность – строительные работы – в марте, как и двумя месяцами ранее, практически не росли.

Потребительский спрос также, по всей видимости, становится одной из главных проблем, препятствующих ускорению экономики. Оборот розничной торговли увеличился в марте всего на 1,6%, а платные услуги населению сократились на 0,3% в годовом сравнении. При этом замедление роста розничной торговли произошло на фоне ухудшения динамики показателей, характеризующих уровень жизни населения. Как известно, Росстат перестал предоставлять помесячные данные о реальных располагаемых доходах населения. В первом квартале этот показатель продемонстрировал снижение на 2,3%. При этом реальная начисленная заработная плата работников организаций, которая активно росла весь прошлый год, в первом квартале увеличилась всего на 0,4%, а в феврале и марте она вовсе не росла.

Существенное замедление роста в марте продемонстрировала и промышленность – всего на 1,2% против 4,1% месяцем ранее. Снизилось производство в таких значимых для экономики отраслях, как нефтепереработка и металлургия, из-за теплой погоды сократилась выработка электроэнергии.

Самое же сильное падение производства в промышленности наблюдается в машиностроении. По оценке МЭР, в марте российский машиностроительный комплекс сократил выпуск продукции на 4,3% в годовом сравнении, а в первом квартале – на 7,7%. Причем наихудшие показатели демонстрирует самый высокотехнологичный сектор – авиакосмическая промышленность. По данным Росстата, производство летательных аппаратов, включая космические, и соответствующего оборудования снизилось в марте на 30,8% в годовом сравнении, а по итогам первого квартала – на 42,3%. Впрочем, эксперты РИА Рейтинг отмечают, что динамика производства данной продукции отличается большой волатильностью, поэтому в дальнейшем результат может улучшиться.

Одним из немногих экономических показателей, который продолжает увеличиваться быстрыми темпами – это доходы федерального бюджета. Причем уверенно растут как нефтегазовые доходы за счет ослабления рубля, так и ненефтегазовые – за счет увеличения НДС. В первом квартале профицит бюджета в номинальном выражении был почти на 60% больше, чем годом ранее.

Учитывая невысокий результат первого квартала, эксперты РИА Рейтинг снизили прогноз по росту экономики по итогам 2019 года с 1,5% до 1,3%.

РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня»  международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА НовостиР-СпортРИА НедвижимостьПраймИноСМИ. МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.

Читайте также