РИА Рейтинг – 27 янв. Прошедший 2015 год стал непростым для российской экономики и отечественного бизнеса. Негативная макроэкономическая конъюнктура, падение мировых сырьевых рынков, снижение курса рубля и отток капитала продолжали оказывать влияние на экономические показатели и стоимость российских компаний. Причем сложившаяся картина во многом стала продолжением также непростого 2014 года. Впрочем, далеко не все компании России демонстрировали падение своей стоимости. Наблюдалась и обратная ситуация, что было связано как с повышением эффективности бизнеса, так и с переоценкой рынком своих приоритетов в различных секторах экономики. 

В целом тенденции на фондовых площадках прошлого года соответствовали экономическим реалиям. Так, снижение цен на нефть и металлы привело к сокращению в 2015 году среди самых дорогих публичных компаний России доли предприятий нефтегазового сектора (уже второй год подряд) и металлургической отрасли. Сократилось также представительство телекоммуникационного сегмента. В тоже время в кризис усилили свои позиции в рейтинге компании финансового сектора и представители пищевой промышленности. Рост стоимости бизнеса продемонстрировало и отечественное машиностроение.

Впрочем, как и прежде, самыми дорогими компаниями страны остаются компании сырьевого рынка, прежде всего представители нефтегазодобычи. Об этом свидетельствует рейтинг 100 самых дорогих публичных компаний России, подготовленный агентством РИА Рейтинг по итогам 2015 года.

Самые дорогие публичные компании России – 2016
Самые дорогие публичные компании России – 2016

Газпром, Роснефть и Сбербанк составили первую тройку рейтинга

Лидирует в рейтинге крупнейшая мировая газодобывающая компания «Газпром», капитализация которой на конец 2015 года составила 44,3 миллиарда долларов США. На втором месте за газовой корпорацией расположился лидер российской нефтедобычи НК «Роснефть» с капитализацией в 37,3 миллиарда долларов. При этом по итогам 2015 года в первую тройку ворвался, поднявшись с шестого места годом ранее, лидер российского банковского сектора Сбербанк, увеличив свою стоимость на рынке до 30,0 миллиарда долларов. В первой десятке оказались также ЛУКОЙЛ, НОВАТЭК, ГМК «Норильский никель», «Сургутнефтегаз», «Магнит», ВТБ и «Газпром нефть».

В целом стоимость 100 самых дорогих компаний России, по оценкам экспертов РИА Рейтинг, за год сократилась на 6,7% до 402,7 миллиарда долларов. Падение, следует отметить, достаточно небольшое, особенно с учетом снижения курса рубля и макроэкономических факторов. Вероятно, рынок был близок к «дну» еще год назад, когда снизился на 47%, и уже фундаментальные факторы не позволяли в 2015 году продолжать падение и так во многом недооцененных по мировым меркам компаний России.

При этом 45 компаний из 100 за год смогли нарастить свою капитализацию (год назад таких было только 12). Лидером роста стоимости среди ТОП-100 компаний рейтинга в 2014 году стал банк «УРАЛСИБ». Капитализация этого банка в течение года возросла более чем в четыре раза, что определялось низкой базой (в предыдущие годы акции банка значительно падали на фоне финансовых проблем), и главным образом решением о финансовом оздоровлении банка частным инвестором с помощью госсредств в конце 2015 года. В 3 раза увеличила свою рыночную стоимость и «Объединённая авиастроительная корпорация». Компания провела в 2015 году допэмиссию своих акций на 104 миллиарда рублей на фоне роста поставок самолетов и высокого потенциала увеличения доходов. Кроме того, корпорация, даже несмотря на рост котировок в 2015 году, выглядит фундаментально недооцененной в сравнении с мировыми аналогами, прежде всего исходя из объемов производства и стоимости активов в собственности. Существенный рост стоимости в силу различных причин продемонстрировали также Русагро, НМТП, «Полюс Золото» и «Мечел». Рост капитализации всех этих компаний превысил 100%.

Наибольшее снижение капитализации в 2015 году из компаний, попавших в рейтинг, демонстрировала «СТС Медиа». Капитализация компании за год сократилась на 62%. Причины снижения, по мнению экспертов РИА Рейтинг, были связаны как с влиянием вводимых ограничений на долю владения в СМИ иностранцами, из-за которых компании пришлось продавать часть операционного бизнеса, так и очевидным в текущих условиях сокращением рекламного рынка, что повлекло за собой падение доходов медийных компаний. В числе лидеров снижения оказались и предприятия пострадавшей в кризис металлургической отрасли — РУСАЛ и ЕВРАЗ, а также O’KEY GROUP S.A., дешевеющий сильнее остальных конкурентов в сегменте ритейла и МОЭСК.

Финансовый сектор демонстрирует рост

Позиции нефтегазового сектора в ТОП-100 самых дорогих публичных российских компаний, по оценке экспертов РИА Рейтинг, продолжают снижаться. По итогам 2015 года вклад нефтегазодобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий в общую стоимость самых дорогих компаний составил 43,6% против 44.8% годом ранее и 47,9% в 2013 году. Суммарная капитализация нефтегазовых компаний в рейтинге за год упала на 9% до 175 миллиардов долларов под влиянием, прежде всего, неблагоприятной ценовой конъюнктуры мирового рынка углеводородов. Впрочем, падение капитализации все же было не таким сильным, как падение нефтяных цен, так как нефтяные компании смогли компенсировать свои долларовые потери за счет девальвации.

Нефтегазовый сектор несет потери не только в цене, но и в количестве представителей. Всего в рейтинг в 2016 году вошли 10 компаний сектора против 11 годом ранее и 14 по итогам 2013 года. По числу компаний в рейтинге эта отрасль уступила не только компаниям электроэнергетики (15 компаний), но и резко нарастившему свое представительство за счет банков финансовому сектору. Число компаний, оказывающих финансовые услуги, и банков в рейтинге достигло 15-ти против 10-ти годом ранее. Доля стоимости финансового сектора за год увеличилась с 11,9% до 15% и теперь это второй по стоимости сегмент рынка с капитализацией компаний в 60,1 миллиарда долларов (+17% к предыдущему году или +8,5 миллиарда долларов). Во многом резкий рост числа финансовых компаний в рейтинге является следствием череды IPO среди крупнейших частных банков. Частные банки выходили на биржу в поисках дополнительных ресурсов для увеличения собственного капитала. При этом покупателями допэмиссий зачастую выступали «дружественные» НПФ. Таким образом, в 2015 году роль НПФ, несмотря на очередную заморозку пенсионных накоплений, на российском фондовом рынке резко повысилась и стала ощутимой, а многие будущие пенсионеры косвенно, через НПФ, стали акционерами банков.

Еще годом ранее на второй позиции по доле в рейтинге находились предприятия металлургии, однако в 2015 году они потеряли в стоимости сразу 20% и опустились на третье место. В денежном выражении металлурги потеряли за год 11,1 миллиарда долларов капитализации, что стало самым большим показателем после нефтегазового сектора (минус 17,7 миллиарда долларов). Проблемы металлургов, как и проблемы нефтяников, в 2015 году были связаны с неблагоприятной конъюнктурой внешнего рынка, но в отличие от нефтяников, металлурги плюс ко всему существенно пострадали еще и от резкого сокращения спроса на внутреннем рынке.

В условиях неблагоприятных экономических условий и падения доходов населения существенное снижение продемонстрировали компании телекоммуникационного сектора (их стоимость снизилась почти на 20%), фармацевтические предприятия и представители розничной торговли. От сокращения заказов, в том числе государственных, пострадали компании, работающие в сегменте информационных технологий.

На этом фоне улучшались позиции компаний машиностроительного сектора, капитализация которых выросла за год на 94%. Впрочем, их представленность в рейтинге остается очень небольшой, как и представленность предприятий пищевой промышленности, капитализация которых выросла сразу на 80% за счет роста внутреннего спроса, в том числе по причине санкций и ослабления рубля.

Позитивную динамику демонстрировали также компании химической отрасли и транспортные предприятия. При этом отметим, что химики продемонстрировали второй результат после финансового сектора по приросту капитализации в денежном выражении (рост на 3,1 миллиарда). Такой успех отрасли обусловлен в немалой степени благоприятными рыночными условиями и рекордными производственными результатами, которых химикам удалось достичь, в том числе, за счет запуска в эксплуатацию новых мощностей.

В 2016 году, по мнению экспертов РИА Рейтинг, можно будет ожидать слабого роста стоимости большинства публичных компаний. Прежде всего, это будет вызвано определенными макроэкономическими улучшениями и возможной стабилизацией на нефтяном рынке. Лучше рынка продолжат торговаться бумаги пищевой промышленности. Вероятно, благодаря госзаказам, достаточно неплохо покажет себя и машиностроительная отрасль. Также можно ожидать неплохих результатов от банковского сектора, который, похоже, одним из первых относительно адаптировался к новым экономическим реалиям.

Хуже рынка в условиях слабой конъюнктуры останется строительный сектор и сектор IT. Вероятно, снижение продолжится у компаний ритейла и металлургии. В нефтегазовом секторе, скорее всего, будет наблюдаться стабилизация, однако без особых подвижек к росту. В результате тройка лидеров, скорее всего, останется прежней, хотя с некоторой вероятностью ЛУКОЙЛ может вернуть свои позиции. При этом отметим, что если «Газпром» продолжит дешеветь в 2016 году прежними темпами, то он может уступить первое место в рейтинге.

РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке состояния компаний, регионов, банков, отраслей и кредитных рисков. Основными направлениями деятельности агентства являются: присвоение кредитных рейтингов и рейтингов надежности банкам, предприятиям, регионам, муниципальным образованиям, страховым компаниям, ценным бумагам, другим экономическим объектам; экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.  

МИА «Россия сегодня» - международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в  линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА НовостиР-СпортРИА НедвижимостьПрайм,  ИноСМИ.  МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.