Исследования

Объем госсредств в банках растет, но в основном у «избранных»

20.04.2017

РИА Рейтинг – 20 апр. В последние годы на фоне массового отзыва лицензий у банков появилась проблема потери бюджетных средств и средств госкомпаний на счетах несостоятельных банков. Министр финансов России недавно озвучил оценку масштаба данной проблемы – речь идет о потерях госсредств на уровне 100 миллиардов рублей за последние несколько лет. На этом фоне еще в 2015 году начались обсуждения радикального ужесточения требований к банкам, которые смогут дальше работать со средствами госкомпаний и госбюджетов. В конечном итоге в 2016 году был принят механизм по ограничению размещения госсредств в банках, и для этого были разработаны различные критерии отбора кредитных организаций.

В рамках изучения влияния регулятивных новаций в этой сфере экспертами РИА Рейтинг было проведено исследование банков, привлекавших государственные средства за последние 12 месяцев (с 1 марта 2016 года по 1 марта 2017 года). По результатам исследования была составлена таблица крупнейших банков – получателей средств от госкомпаний, органов федеральных, региональных и местных властей, которая содержит расчетные показатели, характеризующие объемы госсредств, с которыми работает тот или иной банк.

Методика расчета показателей основывается на анализе данных оборотных ведомостей, опубликованных на сайте Центробанка РФ. В качестве показателя ранжирования выступают средства, поступившие кредитным организациям и отраженные в их балансах на счетах органов государственной, субфедеральной и муниципальной власти, а также госкомпаний (средства кредитных организаций, в том числе Центробанка РФ, не учитывались). В исследовании было проанализировано порядка 700 кредитных организаций, отчетность которых за 12 месяцев была опубликована Банком России.

Действия новых правил, да и общая установка по размещению госсредств в наиболее надежных банках несильно отразилась в статистике. Из проанализированных кредитных организаций у 340 на 1 марта 2017 года были не нулевые остатки государственных средств на своих счетах, а имели оборот госсредств 369, в то время как годом ранее таких банков было 419 и 455 соответственно. В целом число банков, работающих с госсредствами (как имеющих остатки таки и оборот по счетам), сокращается достаточно быстро, однако, сокращение числа банков работающих с госсредствами во многом связано с масштабным отзывом лицензий. За последние 12 месяцев фактически 100 банков потеряли лицензии, при том, что до этого большинство из них работали с госсредствами. Например, за год доля банков с остатками госсредств в банковском секторе снизилась не очень сильно до 58% на 1 марта 2017 года, тогда как годом ранее она была на уровне 61%.

При этом в денежном выражении динамика была более заметная. У банков, удовлетворяющих требованиям новых правил, остатки и оборот росли гораздо быстрее. Рост остатков госсредств на счетах был полностью обеспечен лидирующей десяткой банков, а почти весь прирост оборота госсредств сосредоточен в пятерке крупнейших банков.

Средства казначейства обеспечили почти весь прирост, в выигрыше – Группа ВТБ

Оборот средств федеральных, региональных, местных бюджетов и госкомпаний в российской банковской системе по-прежнему продолжает расти. За 12 месяцев (с 1 марта 2016 года по 1 марта 2017 года) среднемесячные поступления госсредств выросли до 6,6 триллиона рублей, против 4,4 триллиона рублей и 2,8 триллиона рублей в предыдущем исследовании и в исследовании 2015 года соответственно. В целом же объем средств, полученный банками от государства, за 12 месяцев превысил 81 триллионов рублей, тогда как в исследовании 2016 года данный показатель был чуть более 53 триллионов рублей. Таким образом, по сравнению с результатами предыдущего года объем поступивших в банки госсредств увеличился более чем на 50%. Стоит отметить, что значительный прирост оборота госсредств не смог переломить тенденцию сокращения обязательств в российском банковском секторе – за 12 месяцев (с 1 марта 2016 по 1 марта 2017 года) обязательства сократились на 6,3%.

В структуре госсредств в целом произошли несущественные изменения. Госкомпании по-прежнему теряют долю в общем объеме размещения госсредств в банках. В частности, из общего оборота госсредств в российских банках государственные компании обеспечили за последние 12 месяцев лишь 33% или 2,2 триллиона рублей в среднем за месяц. Для сравнения, в предыдущем исследовании доля госкомпаний в общем объеме госсредств составляла 40%, а в 2015 году и вовсе превышала 50%. Таким образом, за последние годы госкомпании радикально снизили свое влияние на российскую банковскую систему, тогда как заметно выросло влияние бюджетных средств. На фоне снижения роли госкомпаний в формировании потока госсредств, федеральные органы власти, напротив, значительно усилили свое влияние. В частности, доля федеральных госсредств превысила 60% или 3,9 триллиона рублей в среднемесячном объеме размещения госсредств, поступивших в банковскую систему. Для сравнения, результаты прошлых лет были заметно ниже – 50%, 40% и 31% в 2016, 2015 и 2013 годах соответственно. По мнению экспертов РИА Рейтинг, значительное влияние на рост доли средств федерального бюджета оказывает расходование резервного фонда для финансирования дефицита бюджета.

Обращает на себя внимание, что основной прирост средств федеральных органов власти пришелся на операции федерального казначейства. В последнее время проводится достаточно много аукционов по размещению средств от федерального казначейства на небольшие сроки, что формирует значительный оборот. Активизация таких аукционов в целом не является чем-то необычным, при этом почти весь прирост поступлений госсредств федерального казначейства был зафиксирован в основном в двух банках. Банк ВТБ, БМ-банк (старое название – Банк Москвы), входящих в один холдинг, за последние 12 месяцев суммарно увеличили среднемесячное привлечение госсредств на 2,3 триллиона рублей по сравнению с результатом предыдущего исследования. При этом главным бенефициаром стал Банк ВТБ, у которого среднемесячный оборот госсредств за последние месяцы превысил 3,6 триллиона рублей, что почти 2,5 раза больше, чем в исследовании 2016 года. В конечном итоге это привело к тому, что теперь лидер по обороту госсредств опережает банк, занявший второе место по этому показателю, в 7 раз. В целом введение ограничений для отбора потенциальных банков-получателей госсредств и увеличение масштабов проведения аукционов размещения средств федерального казначейства помогло преимущественно госбанкам.

Вклад средств региональных органов власти в абсолютном выражении почти не изменился, а в относительных величинах стал куда скромнее результата в предыдущем рейтинге. Так за последние 12 месяцев региональные органы власти разместили в банках 448 миллиардов рублей или 6,8% от общего объема поступления госсредств в банковский сектор. Для сравнения, в предыдущем рейтинге в банки поступило 423 миллиардов рублей региональных госсредств или чуть более 9%.

Госбанки – лидеры по получению госсредств

Среди наиболее крупных получателей госсредств как и прежде преобладают госбанки. В частности, в первую десятку вошло восемь госбанков, один частный и один иностранный. Примечательно, что из восьми госбанков положительная динамика госсредств наблюдалась лишь у трех. Помимо, упомянутых выше Банка ВТБ и БМ-Банка, среднемесячный прирост госсредств наблюдался у еще одного банка из в Группы ВТБ – ВТБ 24. Также положительная динамика наблюдалась у частного Банка ФК Открытие и иностранного ЮниКредит Банка. При этом остальные банки из первой десятки, в частности: Сбербанк, Газпромбанк, Связь-Банк, АК БАРС БАНК и Россельхозбанк, в исследовании 2017 года характеризовались снижением среднемесячного объема поступлений госсредств. В целом суммарный прирост размещения госсредств на счетах крупнейших госбанков за 12 месяцев превысил 2 триллиона рублей, тогда как иностранный и частный банк довольствовались 93 миллиардами рублей прироста.

Значительная разница в темпах прироста госсредств среди банков первой десятки привела к достаточно сильным изменениям в ней. В частности, два банка смогли укрепить свои позиции по обороту госсредств, а также новый банк попал в число лидеров по этому показателю, в свою очередь три банка несколько уступили свои позиции и лишь четыре банка остались на своих местах. Укрепить свои позиции смогли БМ-Банк и ВТБ 24, которые поднялись на 3 позиции каждый, что позволило им занять третье и седьмое место соответственно. В свою очередь ЮниКредит Банк поднялся с 21 места в исследовании годом ранее до 10 места в текущем рейтинге за счет заметного роста оборота госсредств на счетах банка. При этом сохранили свои позиции в рейтинге – Банк ВТБ, Сбербанк, Газпробанк и Банк ФК Открытие, расположились на первом, втором, четвертом и пятом местах в рейтинге соответственно. С другой стороны, слабая динамика госсредств на счетах привела к потери трех позиций у Связь-Банка и по одной позиции у АК БАРС БАНКа и Россельхозбанка. В настоящем рейтинге вышеупомянутые банки расположились на шестом, восьмом и девятом местах соответственно.

Госсредства – единственное что есть у проблемных банков

Среди всех банков наибольшую долю госсредств в пассивах продемонстрировали санируемые банки. В частности, у ФОНДСЕРВИСБАНКa и Балтийского Банка свыше 50% всех пассивов – это остатки средств органов власти, при том что обороты у них не столь высоки. Доля госсредств у ФОНДСЕРВИСБАНКа находится на очень высоком уровне – 72%, таким образом, в банке фактически нет других денег кроме государственных. Также еще у пяти банков, которые находятся в статусе санируемых, доля госсредств в пассивах превышает 30%: КБ Солидарность, Крайинвестбанка, Газэнергобанка, БМ-Банка и МОСОБЛБАНКа. Значительная доля госсредств в этих банках объясняется достаточно просто – поддержкой от АСВ.

В крупнейших госбанках госсредства по-прежнему не играют решающей роли, несмотря на большие абсолютные объемы остатков и оборотов. Доля средств на счетах органов власти и госкомпаний в общем объеме пассивов в Сбербанке на 1 марта 2017 года составляла лишь 0,9% и за год снизилась на 0,2 процентных пункта, таким образом, Сбербанк, как и прежде, практически не зависит от госсредств. При этом у лидера прироста госсредств – Банка ВТБ, доля госсредств уже составляет 12,3%. За год доля у Банка ВТБ выросла почти в 2 раза, и в целом она уже находиться на уровне заметно выше среднего.

БМ-Банк, который занял третье место по объему оборота госсредств, как уже указывалось выше, в значительной степени зависит от средств органов власти и госкомпаний. На 1 марта 2017 года более 37% пассивов у него формировали госсредства.

В ближайшее время регулятивные ограничения станут больше влиять на распределение госсредств

По мнению аналитиков РИА Рейтинг, введенные в конце 2016 года ограничения и механизмы определения надежности банков для размещения госсредств, приведут к заметному сокращению круга банков работающих с госсредствами в среднесрочной перспективе. Таким образом, число кредитных организаций, у которых могут быть ненулевые остатки государственных средств на счетах, скорее всего, в течение ближайшего года снизится еще на 100-120 банков. Кроме того, скорее всего, будет продолжаться процесс быстрой консолидации госсредств в первой десятке банков.

Объем привлеченных банками госсредств в PDF-формате >>

РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня»  международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА НовостиР-СпортРИА НедвижимостьПраймИноСМИ. МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.