РИА Рейтинг – 30 апр. Прошедший год усилил позиции России в табели о рангах мирового автопрома. Об этом свидетельствует рейтинг автомобилестроительных стран мира, подготовленный экспертами рейтингового агентства «РИА Рейтинг» на основании данных Международной организации автопроизводителей (OICA) и статистики ООН, по итогам 2012 года. 

Рост по всем позициям

По производству автомобилей на душу населения (включая грузовые автомобили и автобусы) Россия по итогам 2012 года заняла 23-е место в рейтинге с показателем в 15.6 автомобилей на 1 тыс. жителей. Еще год назад наша страна занимала только 27 строчку рейтинга с примерно 14 автомобилями на 1 тыс. жителей. Таким образом, за прошедший год Россия обошла в рейтинге Турцию, Португалию, Иран и китайскую провинцию Тайвань. Вероятно, в будущем году при сохранении текущей конъюнктуры нашей стране удастся обойти ближайших соседей по рейтингу Румынию, Бразилию и Польшу.

Лидирует в рейтинге Словакия с производством на уровне 164 автомобиля на 1 тыс. жителей. Годом ранее это государство, где находятся крупные заводы Volkswagen и Kia, также являлось крупнейшим мировым производителем легковых автомобилей в расчете на 1 тыс. населения. На втором месте расположился еще один «вассал» немецкого автопрома - Чехия, где в прошедшем году было выпущено 111.6 автомобиля на одну тысячу населения. Замыкает первую тройку Южная Корея с показателем в 93.8 автомобиля. В пятерку лидеров входят также Япония и ориентированная на американские концерны Канада.

Рейтинг автомобилестроительных стран мира
Рейтинг автомобилестроительных стран мира

 

По производству исключительно легковых автомобилей Россия, по расчетам РИА Рейтинг, по итогам 2012 года заняла 19 место против 26-го годом ранее с почти 14 автомобилями на 1000 жителей, произведенными в 2012 году. России за год удалось оторваться от преследовавших ее США и Китая, вплотную приблизившись к Польше и Австрии. Лидируют по этому показателю те же страны, что и по выпуску всех типов автомобилей.

Возможно менее любопытным показателем в силу его очевидности, но более важным с точки зрения влияния на мировой рынок является абсолютное производство автомобилей. По итогам 2012 года Россия по этому показателю с производством на уровне 2232 тыс. шт. поднялась на 11 место против 12-го по итогам 2011 года и 14-го по итогам 2010-го. Лидирует в рейтинге согласно данным OICA Китай - 19272 тыс. шт. США – 10239 тыс. шт. и Япония - 9943 тыс. шт. В пятерке лидеров рейтинга также Германия и Южная Корея.

По выпуску легковых автомобилей в абсолютно выражении лидируют Китай, Япония и Германия. Россия с 1969 тыс. легковых автомобилей занимает 8 место против 10-го годом ранее. По объему выпуска легкового автотранспорта за год России удалось опередить Францию и Испанию, опережавших нашу страну еще год назад.

По темпам прироста выпуска автомобилей Россия с 12% роста находится на 11 месте в мире, по легковым автомобилям занимает 10-е место. Из мировых лидеров более высокий прирост в прошлом году был зафиксирован у США и Японии.

Емкий рынок

Достаточно примечателен показатель разницы между объемом производства автомобилей и объемом продаж новых автомобилей в стране. В определенной степени он свидетельствует о недостаточности возможностей собственного автопрома удовлетворить потребности населения страны. По итогам года лидером по этому показателю среди автопроизводящих стран стали США с отрицательной разницей между производством и покупками новых автомобилей в 4.5 млн. машин. Второе место заняла Россия с «дефицитом» в 910 тыс. машин, на третьем находится Австралия с 902 тыс. автомобилей. По легковым автомобилям картина схожа – лидируют по отрицательному сальдо США, однако Россия находится на третьем месте, а второе место занимает Италия.

Самыми избыточными странами в плане производства автомобилей, в том числе и легковых, стали мировые лидеры автопрома, активно экспортирующие свою продукцию, - Япония, Южная Корея и Германия. 

В расчете на 1 тыс. жителей потенциально наиболее сильна зависимость от импортного автопрома у Австралии, Нидерландов и Австрии, менее всего – у Словакии, Чехии и Южной Кореи.

По мнению экспертов РИА Рейтинг, в 2013 году Россия также может улучшить свои позиции в рейтинге, но вряд ли скачок вверх будет существенным, так как в текущем году динамика производства автомобилей в силу разных причин ухудшится. Во всяком случае, темп роста производства автомобилей уже не будет характеризоваться двузначной цифрой. Как показывают оперативные данные Росстата, по итогам I квартала рост производства легковых автомобилей составил всего 3.3%, тогда как производство грузовых автомобилей сократилось почти на 10%.

Впрочем, осложнение ситуации на мировом рынке автомобилей сейчас почти повсеместное. Так, в Германии продажи по итогам первого квартала сократились на 13%, во Франции – на 15%, в Японии – на 16%. Положительную динамику из крупных рынков демонстрируют только Китай и США, но и у них темпы роста сокращаются.

Рейтинг автомобилестроительных стран по итогам 2012 года в pdf-формате.