РИА Рейтинг - 13 дек. Почти все прошедшие месяцы текущего года динамика производства в российском машиностроении была отрицательной. Небольшой рост наблюдался только в январе и апреле. Как показали расчеты экспертов РИА Рейтинг, совокупный индекс производства в трех машиностроительных отраслях в январе-сентябре 2013 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 96.7%. Более низкий показатель среди отраслей обрабатывающего сектора за этот же период наблюдался только в целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности (93.3%) и в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви (94.6%).

Основная причина падения производства в машиностроительном секторе – сокращение инвестиционного спроса в стране. Кроме того, наблюдалось ухудшение потребительского спроса на легковые автомобили.

Из числа двенадцати подотраслей положительная динамика производства по итогам девяти месяцев зафиксирована только в трех – в производстве бытовых приборов, в производстве изделий медицинской техники, средств измерений, оптических приборов и аппаратуры, часов, а также в производстве автомобилей, прицепов и полуприцепов.

В остальных девяти подотраслях наблюдается спад производства. При этом самые большие темпы спада отмечены преимущественно в подотраслях, выпускающих инвестиционное оборудование – в производстве механического оборудования, в сельскохозяйственном машиностроении, в станкостроении, в производстве оборудования специального назначения, в энергетическом машиностроении.

Эксперты РИА Рейтинг надеялись, что в третьем квартале динамика производства в машиностроении улучшится, так как правительство предприняло ряд мер для улучшения внутреннего спроса. Нельзя сказать, что эти меры не принесли никакого результата, но в целом ситуация в отрасли на фоне общего замедления в экономике радикально не изменилась.

В тоже время можно отметить несколько положительных моментов, которые оставляют надежду на улучшение в будущем.

Во-первых, федеральная программа субсидирования производителей сельхозтехники позволила возобновить рост производства зерноуборочных комбайнов в третьем квартале. В июле их выпуск увеличился в годовом сравнении на 18.2%, в августе — на 15.7%, в сентябре — на 31.2%. Однако этот порыв не был поддержан производителями других видов сельхозтехники. В частности, выпуск тракторов продолжает падать, причем довольно существенно. Возможно, в ближайшие месяцы ситуация улучшится, но пока сельскохозяйственное машиностроение демонстрирует наихудший результат среди всех машиностроительных подотраслей.

Во-вторых, сохраняется положительная динамика производства в автомобилестроении. Причем выпуск основной автомобильной техники сокращается, а положительную динамику обеспечивает увеличение производства кузовов. Так, выпуск легковых автомобилей по итогам девяти месяцев сократился на 2.5%, автобусов — также на 2.5%, грузовых автомобилей — на 5.5%. Вместе с тем, производство кузовов выросло на 16.7%.

В данном случае сказывается эффект локализации. Производители иномарок наращивает использование комплектующих, изготовленных в России. В результате снижение производства конечной продукции происходит на фоне увеличения добавленной стоимости. Вместе с тем при оценке влияния этого фактора  на будущее, следует принимать во внимание, что внутренний рынок автомобилей продолжает падать, а программа льготного автокредитования, запущенная правительством в июле, пока не привела к увеличению продаж.

В-третьих, сохраняется положительная динамика производства в тех машиностроительных подотраслях, продукция которых предназначена для потребительского рынка. В частности по-прежнему растет выпуск бытовой техники, что обусловлено сравнительно стабильным потребительским спросом, который поддерживается растущими доходами населения и высокой активностью банков в кредитовании физических лиц.

Эксперты РИА Рейтинг не оставляют надежд на то, что по итогам ноября и декабря инвестиционная статистика в стране все же улучшится за счет увеличения инвестиционной программы Газпрома. Однако вряд ли это приведет к существенному улучшению динамики производства в машиностроительном секторе.

Согласно прогнозу РИА Рейтинг, по итогам 2013 года спад в отрасли составит не менее 3%. На исправление ситуации к лучшему можно надеяться только в следующем году, когда начнется новый виток реализации мегагоспроектов, таких как строительство ЦКАД, модернизация Транссиба, подготовка к чемпионату мира по футболу и др. Эти проекты должны привести к увеличению спроса на инвестиционное оборудование, которого так не хватало в 2013 году.

Подробный анализ тенденций, складывавшихся в машиностроении январе-сентябре 2013 года, Вы сможете найти в бюллетене «Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги января-сентября 2013 года», подготовленном экспертами Рейтингового агентства «РИА Рейтинг».