МОСКВА, 12 мая - РИА Новости. Рост цен на бензин на российском рынке происходит в рамках общеевропейской тенденции и может в ближайшее время достичь 20%, полагают эксперты "РИА-Аналитики".

По данным экспертов, в апреле практически во всех странах Европы отмечалось повышение цен на топливо.

"Наш ближайший сосед Украина также отметилась довольно существенным ростом цен на бензин. Поэтому, рассматривая версию "сговора нефтяных компаний", не стоит списывать со счетов и общемировую тенденцию удорожания топлива", - говорится в материалах "РИА-Аналитики".

"Вряд ли в ближайшее время будет реализован потенциал роста цен отечественного бензина в 30%, но говорить о 20% вполне возможно", - полагают эксперты.

Вынужденная мера

Эксперты "РИА-Аналитики" считают, что вмешательство правительства в ситуацию на рынке бензина, тем более, в преддверии посевной, необходимо. Аналитики назвали адекватной мерой решение о введении повышенной пошлины на экспорт бензина.

"В результате часть экспортных потоков будет переориентирована на нужды отечественных потребителей, что частично снизит дефицит бензина на внутреннем рынке России. Но это вряд ли радикально переломит ценовой тренд в долгосрочной перспективе", - полагают эксперты.

Эксперты "РИА-Аналитики" ранее провели исследование и подготовили рейтинг стран по уровню цен на бензин с октановым числом 95 по состоянию на март 2011 года - до начала кризисной ситуации с бензином в РФ. Согласно исследованию, самый дорогой бензин в марте продавался в Норвегии - 70,9 рубля за литр. На втором месте Греция (66,4 рубля), далее следуют Дания (65,1 рубля), Нидерланды (64,9 рубля) и Германия (64,7 рубля). Самый дешевый бензин в Казахстане - 20 рублей за литр. Россия занимает второе место по дешевизне бензина (25,4 рубля за литр), на третьем месте с конца рейтинга Украина (34,6 рубля), далее Белоруссия (35,3 рубля) и Болгария (46,3 рубля).

В апреле в РФ наблюдался рост цен на бензин, а в некоторых регионах возник дефицит топлива. Аналитики объяснили это тем, что в условиях высоких цен на нефть российским нефтяным компаниям было выгоднее экспортировать бензин, нежели продавать его на внутреннем рынке. Поэтому правительство решило с 1 мая повысить пошлину на экспорт бензина до 90% от пошлины на нефть.

Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина в четверг заявила, что существует вероятность продления действия повышенных экспортных пошлин на бензин и на июнь. Исходя из мониторинга Минфина, если повышенная пошлина на бензин будет сохранена в июне, она может составить 418-420 долларов за тонну.

Опасность ценовых перекосов

По мнению экспертов, если искусственное сдерживание цены бензина в России продолжится в течение длительного времени, то производители бензина могут найти способ, чтобы организовать поставки в другие страны, где за него платят гораздо больше.

В качестве примера эксперты приводят ситуацию на рынке Белоруссии. Так, цена АИ-95 в Белоруссии с 31 марта составляет 3,75 тысячи белорусских рублей за литр, или около 34 российских рублей за литр. При этом, согласно данным ЦДУ-ТЭК, средняя розничная цена бензина марки "Премиум-95" по России на 1 мая составляла 26,03 рубля за литр.

"Таким образом, разница составляет около 30% - это и есть потенциал роста цен в краткосрочной перспективе. При этом отметим, что бензин в Белоруссии дешевле, чем в соседних странах. В какой-то момент там создалась ситуация, когда его чуть ли не канистрами стали вывозить в Литву и на Украину. На Украине из-за хлынувшего на их рынок белорусского бензина стали закрываться местные НПЗ", - отмечают аналитики.

По их мнению, в связи с тем, что Белоруссия не ограждена от России пошлинными барьерами, со временем на потребительских рынках должно установиться ценовое равновесие.

"Как известно, ценовые перекосы ведут к товарным перетокам. Так было с сахаром и молоком, так будет и с нефтепродуктами", - считают аналитики.

В Казахстане, который также входит в Таможенный союз, запрет на экспорт нефтепродуктов действует до сих пор. По данным "РИА-Аналитики", причина кроется в том, что из-за диспаритета цен (в России бензин почти на четверть дороже) на местном рынке также был создан искусственный дефицит. Сдерживание экспорта привело к падению производства в нефтепереработке Казахстана по итогам квартала почти на 10%.

"В казахстанской прессе ведутся острые дискуссии по поводу того, насколько правильна такая мера правительства. Многие аналитики приходят к мнению, что нужно отпускать цены до российского уровня. Однако тогда встает параллельный вопрос о выравнивании цен с Белоруссией. Либо законодательно вводить какие-то ограничения в пределах Таможенного союза и тем самым подвергать саму идею союза на самом первом году его жизни", - отмечают эксперты.