РИА Рейтинг – 23 мар. Пассажиропоток российских авиакомпаний по итогам прошедшего года продемонстрировал значительный прирост, который существенно превышал снижение 2016 года. Таким образом, российский пассажирский авиатранспорт в 2017 году достаточно быстро оправился от проблем предыдущего года и продолжил активно развиваться, о чем свидетельствует статистика Росавиация. В 2017 году российская гражданская авиация перевезла чуть более 105 миллионов человек, что на 18,6% больше чем в 2016 году. Для сравнения, в 2016 году снижение пассажиропотока составило 4%. При этом пассажирооборот в 2017 году вырос еще больше – на 20,3%. Таким образом, растет не только количество перевезенных пассажиров, но и расстояние на которое они были перевезены, что в свою очередь, обусловлено быстрым восстановлением выездного туризма. Стоит отметить, что пассажирооборот быстро растет преимущественно за счет международных направлений, перевозки по которым за прошедший год выросли на 30%, тогда как прирост внутристрановых перевозок составил 10%.

По итогам прошедшего года российские авиакомпании совершили чуть менее 830 тысяч регулярных и чартерных рейсов (без учета международных рейсов с вылетом из-за рубежа). При этом лидером по количеству полетов стала авиакомпания «Аэрофлот», которая совершила 244 тысячи вылетов или 29,4% от общего числа. Второе место по количеству выполненных рейсов занимает компания «ЮТэйр» (80 тысяч рейсов), а ее доля в суммарном количестве перелетов составила 9,6%. Третье место у авиакомпании «Сибирь», которая в 2017 году совершила 79 тысяч вылетов. Также в пятерку авиакомпаний по количеству выполненных рейсов, попали компании «Россия» и «Уральские авиалинии», которые совершили 66 и 56 тысяч рейсов или 7,9% и 6,8% от суммарно количества полетов соответственно. В целом уровень в 20 тысяч рейсов по итогам 2017 года смогли преодолеть 9 авиакомпаний.

Лидером по количеству перевезенных пассажиров за 2017 год также стал «Аэрофлот», который смог суммарно перевести 32,8 миллиона человек. При этом результат лидера в прошедшем году оказался на 13% больше, чем в 2016 году. Второй по числу перевезенных пассажиров стала авиакомпания «Россия», которая смогла за год перевезти 11,2 миллионов человек, что на 38% больше чем в 2016 году. Стоит отметить, что прирост у компании «Россия» стал наибольшим среди первой пятерки по количеству перевезенных пассажиров. Третьей, четвертой и пятой авиакомпаниями по количеству перевезенных пассажиров стали: «Сибирь», «Уральские авиалинии» и «ЮТэйр», которые за 12 месяцев смогли перевезти 10, 8 и 7,3 миллиона человек. При этом прирост у этих трех компаний относительно результата в 2016 году составил 4,6%, 24% и 10% соответственно. Благодаря высоким темпам прироста компании «Россия» и «Уральские Авиалинии» смогли укрепить свои позиции относительно конкурентов по числу перевезенных пассажиров, и подняться на одну позицию каждая относительно результата в 2016 году.

Пунктуальность российских авиакомпаний по итогам прошедшего 2017 года немного снизилась относительно двух предыдущих лет, однако ее уровень пока остается неплохим. Так, по расчетам экспертов РИА Рейтинг, произведенных на основе данных Росавиации, доля задержанных (более чем на 2 часа) рейсов в прошедшем году была на уровне 2,9%, тогда как в 2016 году равнялась 2,5%. При этом доля задержанных рейсов в разрезе отдельных авиаперевозчиков очень сильно отличается (минимальное значение 1,15%, максимальное 11,1%). Об этом свидетельствует рейтинг авиакомпаний России по доле задержанных рейсов по итогам 2017 года, подготовленный экспертами РИА Рейтинг на основании данных Росавиации. В рейтинге представлены авиакомпании, по которым имелась информация не менее чем за 7 месяцев прошлого года, а задержанными считались рейсы, выполненные с отставанием от графика более чем на два часа. При расчете доли задержанных рейсов учитывались регулярные и чартерные рейсы (без учета международных рейсов с вылетом из-за рубежа).

Самой пунктуальной авиакомпанией в рейтинге по итогам 2017 года стала компания «ЮТэйр», у которой только 1,15% рейсов было выполнено с опозданием более чем на 2 часа. На втором месте по наименьшей доле задержанных рейсов с результатом 1,22% находится авиакомпания «Победа». Замыкает тройку компаний с невысокой долей задержанных рейсов «Аэрофлот» с долей задержанных рейсов на уровне 1,63%. В пятерку наиболее пунктуальных авиакомпаний также попали «Россия» и «Северсталь», у которых доля задержанных рейсов составила 1,66 и 1,67% соответственно. Стоит отметить, что четыре из пяти упомянутых авиакомпании из числа наиболее пунктуальных также характеризовались значительным количеством рейсов, таким образом, большое количество рейсов у них не повлияло на их «качество». При этом наименьшей долей задержанных более чем на 6 часов характеризовалась авиакомпания «Победа», которая на длительный временной интервал задержала только 0,18% рейсов.

В свою очередь, самой высокой долей задержек рейсов из компаний, попавших в рейтинг, исходя из данных Росавиации, характеризовался авиаперевозчик «Икар» (11,1% выполненных этой авиакомпанией рейсов были задержаны более чем на два часа). Второй и третьей компанией с высокой долей задержанных более чем на 2 часа рейсов стали компании «Якутия» и «АЙ ФЛАЙ», у каждой из которых 8,9% рейсов отправлялось с опозданием. Также стоит отметить, что тройка лидеров с наибольшей долей задержек более двух часов в том же составе и на тех же позициях находится в категории задержанных более чем на 6 часов рейсов. При этом доля задержанных более чем на 6 часов у них рейсов кратно ниже. В частности, у компании «Икар» доля таких рейсов в 2017 году составила 3,18%. Тогда как у компаний «Якутия» и «АЙ ФЛАЙ» 3,14% и 2,53% соответственно.

По мнению экспертов РИА Рейтинг, в 2018 году рост российской авиаотрасли продолжится как из-за грядущего Чемпионата мира по футболу, что должно привлечь большие число иностранных туристов и может подстегнуть внутренний туризм, так и по причине роста экономики и соответственно увеличения деловых и туристических поездок. При этом большое число перелетов во время Чемпионата мира по футболу может привести к значительной пиковой нагрузке на аэропортовую инфраструктуру и авиакомпании, и в этот период может наблюдаться рост числа задержанных рейсов, однако в целом по итогу года доля полетов выполненных с задержками будет примерно на уровне 2017 года.

Рейтинг авиакомпаний по пунктуальности – итоги 2017 года в PDF-формате>>

РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня»  международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА НовостиР-СпортРИА НедвижимостьПраймИноСМИ. МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.