РИА Рейтинг – 19 ноя. Вышедшая банковская статистика за октябрь отражает крайнюю противоречивость текущей ситуации. С одной стороны, из-за ослабления рубля закрытия внешних рынков капитала очень быстрый рост демонстрирует корпоративное кредитование, а с другой, розничное кредитование продолжает снижаться, а прибыль банков падает.

Номинальный прирост активов банков в октябре текущего года составил 4.5%, что является лучшим месячным показателем с сентября 2011 года. При этом, даже с исключением влияния изменения валютного курса, прирост за октябрь был на очень высоком уровне – 2.0% (0-0.2% в среднем за последние 12 месяцев). 0чень быстрый рост активов в значительной степени был связан с ростом объемов вложений в производные финансовые инструменты (10% абсолютного прироста за ноябрь пришлось на данный тип активов). Если на 1 сентября на данный вид активов приходилось 0.7%, то на 1 ноября уже 1.5%. Рост вложений в производные финансовые инструменты, скорее всего, свидетельствует об активной игре банков на падении российского рубля. Согласно отчетности на 1 октября, наибольший объем вложений в производные финансовые инструменты имел место у Сбербанка (173 миллиарда рублей), ВТБ (99 миллиарда рублей), ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) (47 миллиарда рублей) и РОСБАНКа (39 миллиарда рублей). По мере спада напряженности на валютном рынке банки будут фиксировать прибыль или убыток от фьючерсов и опционов и они буду тем самым уходить с балансов российских банков, что приведет к соответствующему сокращению активов.

Также достаточно быстрый рост продемонстрировало кредитование реального сектора, что, скорее всего, связано с закрытием внешнего и внутреннего рынков капитала для многих российских крупнейших корпораций и соответственно переориентирование их на финансирование за счет кредитов российских банков. При этом в среднесрочной перспективе быстрого роста кредитования как юридических, так и физических лиц ждать не стоит, так как экономические перспективы для трат и инвестиций пока оставляют желать лучшего.

В части пассивов столь внушительный рост был обеспечен резким увеличением депозитов юридических лиц (из прироста за месяц на 9.8% более 3% объясняется валютной переоценкой) и привлеченных средств Центробанка РФ и Федерального Казначейства. Как и в 2009 году, в сложной ситуации монетарные власти поддерживают банковский сектор, а банки, не видя иных способов вложения средств, предпочитают спекулятивную игру на валютном и фондовом рынке.

В качестве основного негатива выступает замедление роста прибыли российских банков. За октябрь прибыль банковского сектора составила всего 47 миллиардов рублей. Последний раз такой маленький месячный объем прибыли был в середине 2010 года, когда банки только-только стали оправляться от последствий кризиса. Причина падения прибыли банальна – рост резервов на возможные потери по ссудам. За октябрь их объем вырос на рекордные 139 миллиардов рублей (предыдущий максимум был в январе 2009 года – 115 миллиардов рублей). Без учета РВПС прибыль банковского сектора в октябре напротив показала второй результат в истории – 186 миллиардов рублей (наибольший показатель был в январе 2014 года – 191 миллиард рублей). Рост убытков банков от кредитования (в первую очередь розничного), скорее всего, является долгосрочным трендом.

В области отзыва банковских лицензий ситуация остается относительно стабильной. Центробанк продолжает отзывать лицензии у банков проводящих сомнительные операции и ведущих рискованную кредитную политику. Так за период с 1 октября по 19 ноября лицензии лишились 8 кредитных организаций, 3 небанковских кредитных организации и один расчетный центр. Суммарный объем активов лишенных лицензии организаций на 1 октября составил 47 миллиардов рублей (это меньше 0.07% суммарных активов банковской системы России). При этом в этот период был одни достаточно крупный отзыв – Народный кредит, у которого активы брутто на 1 октября равнялись 35 миллиардов рублей (входил в число ТОП-150 крупнейших банков страны). Стоит отметить, что все кредитные организации, у которых в период октябрь – ноябрь были отозваны лицензии, входили в систему страхования вкладов. 

Топ 5 банковских тенденций в октябре-ноябре

1) Наибольшее влияние на банковский сектор России в октябре и ноябре продолжило оказывать ослабление рубля. В отдельные торговые дни рост курса доллара и евро был очень драматическим, напоминающим события 2008 и 2009 годов. Следует признать, что часто вслед за падением наблюдалась заметная коррекция курса национальной валюты, однако все же тренд был негативным. По-прежнему сложно сказать, когда девальвация прекратится, несмотря на то, что все большее количество рыночных игроков и представителей монетарных властей заявляют о перепроданности рубля.

2) Центробанк РФ удивил многих своим решением «во время шторма» на валютном рынке отпустить рубль в свободное плаванье. Как это ни парадоксально, но после данного решения 10 ноября, которое в первые минуты и часы после публикации многие называли «самоустранением регулятора», положительно подействовало на валютный рынок. Волатильность снизилась, и по всей видимости, это немного охладило спекулянтов, которые почти ни как не отреагировали на повышение ключевой ставки. Как оказалось, не так страшен черт (абсолютно свободный рубль), как его малюют.

3) Еще одним важным итогом последних двух месяцев стал фронтальный рост ставок. Увеличиваются как ставки привлечения, так и ставки размещения средств. Кроме того, после очередной волны санкций и еще большего закрытия внешних рынков резко выросли ставки в валюте. Безусловно, свою роль сыграло и увеличение ключевой ставки Центробанком РФ, однако и без этого стоимость денег в России явно имела тенденцию к росту. В ближайшем будущем не стоит ожидать смены данной тенденции.

4) Снежный ком на рынке розничного кредитования набирает скорость. Просрочка растет быстрыми темпами, а объемы выдачи кредитов напротив падают, так как большая часть хороших заемщиков уже разобраны, а «плохие» увязли в долгах. Особенно остро данная проблема проявилась у Связного, что привело к потере контроля Максимом Ноготковым в группе компаний Связной и слухам в прессе по поводу возможной санации или продажи Банка Связной. Фактически, почти все розничные банки сейчас демонстрируют отрицательные результаты (снижение активов, рост просрочки и резервов), и судя по слухам, еще 1-3 относительно крупные розничные кредитные организации в ближайшем будущем могут оказаться в положении Связного.

5) Как свидетельствуют исследования РИА Рейтинг, в третьем квартале 2014 года частным банкам удалось заметно улучшить свои позиции на рынке за счет госбанков, попавших под санкции. В частности частные банки за III квартал 2014 года смогли увеличить объем привлеченных средств населения на 4.1%, в тоже время государственные банки показали прирост лишь на 1.9%. Динамика активов и кредитного портфеля была аналогичной. Из-за введения санкций в отношении госбанков часть вкладчиков, в первую очередь крупных, переориентировались на работу с частными банками. Кроме того частично перевели свои счета в частные банки компании осуществляющие операции с иностранными контрагентами, так как валютные операции могут быть заблокированы в госбанках из-за санкций.

Топ 5 тенденций в области банковского регулирования в октябре-ноябре 

1) Рыночные игроки ожидали повышения Центробанком РФ ключевой ставки, однако регулятор намного превысил ожидания игроков по размеру повышения. В основной массе аналитики ожидали повышения на 0.5 процентного пункта, но ни как не на 1.5. При этом, как позже шутили журналисты, столь серьезное повышение ключевой ставки (фактически ставки рефинансирования) охладило спекулянтов на валютном рынке всего на 5 минут, после чего доллар и евро легко отыграли все потерянное к рублю. На рыночные процентные ставки, по мнению экспертов РИА Рейтинг, данное решение окажет умеренное влияние, тенденция к повышению стоимости денег наблюдается уже достаточно давно, то есть повышение ключевой ставки лишь отразило реальное положение дел на денежном рынке.

2) Согласно заявлению заместителя председателя Центробанка РФ Михаила Сухова, число банков, на которые наложены относительно серьезные санкции (ограничения приема вкладов населения), сократилось с порядка 70 банков на начало года до 44 в ноябре. Это может свидетельствовать, что волна очистки банковской системы и соответственно отзыва лицензий теряет свою силу. Поэтому 2015 году без экстремальных изменений в экономике и политике число отзывов лицензий, вероятно, будет меньше. При этом легкой жизни оставшимся банкам не обещано, на данный момент почти 200 банков сдают отчетность в ежедневном режиме согласно письму 69-Т, то есть пристальное внимание банковского надзора распространяется почти на четверть банков России.

3) Банк России опубликовал максимальные разрешенные процентные ставки по розничным кредитам на первый квартал 2015 года, когда вступает в силу соответствующее ограничение. По банковским кредитам уровень предложенных ставок сейчас является   адекватным рыночным условиям и соотносится со здравым смыслом, при этом ставки МФО по ряду продуктов приближаются к 1000% годовых, что не снимает проблемы запредельных ставок по розничным кредитам, ради чего данное ограничение и вводилось. Интересно будет посмотреть на динамику ставок во второй половине 2015 года, когда будет уже третья и четвертая итерация расчета среднерыночных ставок и соответственно определения максимальных ставок.

4) В СМИ появляются сообщения о проблемах с вводом норматива Н25, об ограничении кредитования связанных с банком лиц. Банкиры жалуются на трудности изменения структуры ссудного портфеля в целях соответствия нормативному значению (кредиты акционерам не должны превышать 20% от объема собственного капитала). Вероятность смягчения норматива или переноса даты его ввода, по мнению РИА Рейтинг, является не высокой. Вместе с тем данные разговоры позволили выявить глубину проблемы частого и относительно масштабного кредитования банками своих акционеров. Введение данного норматива и его исполнение в долгосрочной перспективе будет очень благотворно влиять на устойчивость банковской системы.

5) Законодатели продолжают обсуждать закон о несостоятельности заемщиков -  физических лиц. Принятие данного закона давно назрело в России, однако банковское лобби продолжает аргументированно доказывать свой вероятный ущерб от его введения. По последним данным согласована минимальная сумма (500 тысяч рублей) долга человека для запуска процедуры личного банкротства. Ранее фигурировали меньшие суммы 50, 100 тысяч рублей и другие. В случае принятия данного закона в нынешнем виде правовое поле для проблемных заемщиков резко измениться (вероятно, в лучшую стороны), однако точно спрогнозировать последствия для розничного кредитования и банков пока сложно, так как есть мнения, что в первый же год в суды поступит до 500 тысяч дел о личном банкротстве, связанных не с банковскими кредитами, а с долгами по коммунальным платежам, алиментам и т.д.